Как называется обувь для балета
Рождение волшебной туфельки. История пуантов.
Красивые атласные туфельки с жестким носком, без каблука, на ленточках. Балерины словно рождаются в них. Но поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин — танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев. Пуант — в переводе с французского «острие». Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах — значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции процесс «создания» паунтов — это целое искусство. Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые надо изготовить, собрать и подогнать по ноге. Верх пуанта — атлас и бязь ( изнанка), подошва — настоящая кожа, «коробочка» — жесткая часть над опорным пятачком — из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеенных на вывернутый носок. Клей специальный из натуральных компонентов. Еще сырую заготовку надевают на колодку, придавая ей необходимую форму, а затем полируют специальным молотком. Верх и низ сшивают вручную особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Сушат пуанты как фрукты в течение 12 часов при температуре 40 — 50 градусов по Цельсию. Помимо конвективной сушки используются и инфракрасные излучатели.
Здесь все учитывается до последних мелочей и подбирается индивидуально (разная открытость, жесткость и полнота, низкий и высокий подъем).
Строение пуантов:
▪ Коробочка
▪ Крылышки
▪ Складки
▪ Подошва
▪ Задний шов
▪ Средний шов
▪ Пятка
▪ Закрытость
▪ Носок
В России пуанты делаются исключительно вручную. Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. В Европе в большей степени их делают машины.
Опытный мастер может за день собрать примерно 12 пар пуантов
Носок пуант заливают гипсом, и состоит из нескольких слоев, делают из 6 слоев обычной мешковины
После проклейки все слои прошиваются. Этот процесс занимает много времени.
Далее, мастер полирует и выравнивает специальным молотком
Покрывается все атласом. Но атлас не такой, какой мы привыкли видеть, а разработанный учеными, чтобы ткань не протиралась и блестела на сцене.
По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
Чтобы «пятачок» пуантов не скользил по сцене, его и подошву натирают канифолью. Но прежде балерина должна разносить их, как обычную обувь, чтобы сели по ноге, и «разбить» под себя носок. А еще — приложить к пуантам руки: подбить кусочком ткани или обшить «пятачок» нитками, чтобы не лохматился, сделать петлю-перетяжку внутри туфли со стороны пятки (она прижмет обувь к ноге, чтобы не было «ушей») и, наконец, пришить ленты-тесемки.
Маленькие будущие балеринки с 10-ти лет учатся не только владеть иглой, но и молоточком.
Вот с этим молоточком Уланова не расставалась, куда бы ни ездила: им удобно было разбивать «носы» пуантов, чтобы мягче были.
Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора» в Ковент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке своего отца Ф. Тальони.
Ее «Сильфида» покорила мир и принесла ей заслуженную славу. Кстати, она совершила революцию не только в сфере балетной обуви, Мария при поддержке своего отца балетмейстера Филиппа Тальони «реформировала» и балетный костюм. Он стал полупрозрачным и воздушным, что прекрасно работало на общую идею легкости и невесомости танца.
А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
В 20-ом веке танец на пуантах стал уже балетной классикой, а гениальная русская балерина Анна Павлова — главной музой романтического балета. Она объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около 9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в год в среднем более 2 тысяч балетных туфель.
Кстати, балерине М. Тальони приписывают легенду: однажды при нападении грабителя она ударом ноги убила его. Что поделать, у балерин очень сильные ноги. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 4 квадратных сантиметров.
Балерины зачастую называют свои волшебные туфельки не «пуантами». они говорят «пальцы» )) Так что, услышав от балерины фразу «Сломались пальцы — надо их залить клеем, поставить на батарею», Вы поймете, что это совсем не страшно..))
Использованы: фото Александра Яковлева, материалы Википедии и других сайтов Сети.
Как называются балетные тапочки
Что собой представляют пуанты, нюансы правильного выбораСамый популярный отечественный изготовитель пуантов – компания Grishko. Балетные туфли производятся из классических материалов: бязи и атласа, коробка делается из текстиля и мешковины, а стелька изготавливается из натуральной кожи. Как называются балетные тапочки Какая одежда и обувь подойдет для занятий балетом
С купальником для занятий все несколько проще. Подбирайте комфортную для себя ткань и размер. Купальник не должен натирать и стеснять движений. Возможно, вам придется померить несколько десятков моделей перед тем, как вы найдете действительно «свою». Тогда берите сразу несколько – купальники балерины меняют тоже довольно часто.